Тайная любовь молодого Штирлица (Янина Соколовская, Игорь Строев)

16-серийный фильм Сергея Урсуляка “Исаев”, очевидно, станет одним из главных телесобытий 2009 года. А у молодых актеров Даниила Страхова и Веры Строковой (в картине – начинающий разведчик и его возлюбленная) есть все шансы наутро после премьеры проснуться знаменитыми.

По традиции после первого удачного дубля разбивают тарелку – прямо на территории Воронцовского дворца, где так любит сниматься в мюзиклах Филипп Киркоров. Но для Штирлица, героя фильма Сергея Урсуляка, Воронцовский дворец – место особенное: здесь Сталин, Рузвельт и Черчилль встретились, чтобы спланировать завершение Второй мировой войны… Хотя на этот раз дворец символизировал Шанхай… В крымской Алупке режиссер Сергей Урсуляк экранизирует молодые годы Штирлица.

Вымощенный камнями проезд от западной сторожевой башни к внутренней дворцовой площади художники на два дня превратили в улицу Шанхая. На стенах замка – бумажные фонарики и вывески с иероглифами, под ними лотки торговцев рыбой и пряностями. Клаксон старинного “Рено” заставляет рассыпаться в стороны толпу китайцев (корейцы из ближайшего крымского поселения). В сцене задействованы около ста человек.

Главный герой (Даниил Страхов) появляется на шанхайском рынке вместе с симпатичной барышней Сашенькой Гаврилиной (Вера Строкова). Ротмистр Максим Исаев (он же чекист Владислав Владимиров, внедренный к белогвардейцам) попал в Китай вместе с русскими беженцами из Владивостока.

…Съемки начались практически с финала. Еще не сняты кадры, когда взаимная симпатия Исаева и Сашеньки перерастает в большую любовь. Страсть и энергию этих отношений спустя 20 лет мы все наблюдали в знаменитой безмолвной сцене под музыку Микаэла Таривердиева в кафе “Элефант” – одном из самых лиричных эпизодов фильма Татьяны Лиозновой “Семнадцать мгновений весны”.

Из Ялты съемочная группа перебазировалась в Севастополь. На три недели город русских моряков превратился в дальневосточный форпост России 20-х годов прошлого века.

- Это единственная географическая подмена в нашем фильме, – объясняет Сергей Урсуляк. – Везти столько людей и оборудования на край света накладно, а Севастополь с его холмами и бухтами очень даже похож на Владивосток. В остальном же география почти достоверна – Таллин, Петербург, Москва. Правда, московские улицы 20-х годов будем снимать в Ярославле и Костроме.

По словам помощника режиссера по реквизиту, ветерана “Мосфильма” Александра Панова, к съемкам готовились тщательно, дабы соответствовать эпохе. Подготовили более 200 образцов газет, листовок, рекламных щитов. Из Москвы привезли два ретроавтомобиля – “Роллс-ройс” и “Руссо-Балт”. Часть костюмов и белогвардейскую форму шили по выкройкам того времени, часть позаимствовали у коллег, недавно снимавших фильм “Адмирал Колчак”. Кстати, адмирал в исполнении Константина Хабенского стоял на той же набережной у Графской пристани, где теперь своего парохода ждет ротмистр Исаев. Эпизод с исходом русских беженцев – самый массовый: более 500 человек, кони, машины…

- Морячок на трапе! Оглянись, больше грусти, ты покидаешь свою родину! – кричит в мегафон второй режиссер Наталья Серая. – Господин офицер, не забываем прихрамывать! Да кто-нибудь, придержите эту лошадь, рано ей еще. Повторяем все заново!

Тяжелейшие сцены повторяются по нескольку раз, управлять толпой, погружающейся на теплоход, непросто… Теплоход, якобы увозящий беженцев, вообще-то работает на регулярных рейсах Севастополь-Стамбул. Так что многие в массовке на вопрос “Куда отправляетесь?” – смело отвечают: “В Турцию!”

Даниила Страхова разрывают на части журналисты, поклонники из массовки. Когда в сотый раз его просят припомнить любимый анекдот про Штирлица, он зарекается молчать до конца съемок!

Связной Исаева во Владивостоке – Чен (актер Андрей Мерзликин) – рассказывает нам, пока гример подклеивает ему усы:

- Мой персонаж – якобы корейский коммерсант, но на самом деле тоже разведчик по фамилии Марейкис. В старом фильме “Пароль не нужен” его играл Василий Лановой, так же, как в “Семнадцати мгновениях весны” Вячеслав Тихонов играл Исаева. Теперь вот мы с Даней Страховым работаем разведчиками под прикрытием во Владивостоке.

Как рассказывает Сергей Урсуляк, в основе его 14-серийной картины (возможно, в итоге серий будет 16) – произведения Юлиана Семенова: повесть “Нежность”, романы “Бриллианты для диктатуры пролетариата” и “Пароль не нужен”:

- Это начало пути молодого чекиста Всеволода Владимирова, который становится ротмистром Максимом Исаевым в колчаковском правительстве и эвакуируется с белыми войсками в Маньчжурию. Только потом по новой легенде он становится Максом Отто фон Штирлицем… Прежние экранизации прозы Юлиана Семенова идеологически были безоговорочно “красными”, а мне интересно изменить эти акценты, немного пофантазировать на тему “А что если бы история повернулась не так?”. Мы ведь уже в другом времени, когда возможны разные точки зрения на происходившее.

Урсуляку помогает команда, с которой он работал на съемках “Ликвидации”. Владимира Машкова и многих других актеров из этого сериала зрители увидят и в “Исаеве”. Приглашены еще и Владимир Ильин, Сергей Угрюмов, Константин Желдин, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков. Ялтинская киностудия: делится реквизитом, костюмами… Съемки продлятся 8 месяцев. А премьера намечена на 2009 год.

Актер Даниил Страхов: “Тихонов был и есть для меня – идеал”

О своей работе над хрестоматийным телеобразом Даниил Страхов рассказывает корреспондентам “Недели” Янине Соколовской и Игорю Строеву.

вопрос: Вам достался непростой персонаж…

ответ: Когда-то я захотел стать актером, увидев Тихонова в “Семнадцати мгновениях”. К его образу трудно что-то добавить. Мой Исаев на 19 лет моложе. Мне, разумеется, было страшно принимать такое предложение, я же понимал, что обречен на сравнения, которые будут не в мою пользу. Тихонов – это же наше всё. Для меня он был и остается идеалом сильного, мужественного человека – практически отца. Я в свои юные годы смотрел на него и думал: “Вот Вячеслав Тихонов вроде бы сидит в кадре и молчит, и ничего не делает. Неужели я так не смогу?”

в: Вы в детстве любили играть в разведчика?

о: Нет, но сейчас я понял – с Урсуляком я в разведку пошел бы. Он мне каждый день объясняет: волков бояться – в лес не ходить.

в: Каким будет ваш Исаев?

о: Пока он еще не Штирлиц, и в этом его большое отличие от персонажа Тихонова. Образ, который создал Вячеслав Васильевич, более возрастной, что ли. Его герой в Германии стал более закрытым, суперпрофессиональным, непробиваемым, идущим по лезвию. Но внутри у него все кипит… Мой же Исаев еще мальчишка, совсем другой человек хотя бы потому, что на 20 лет моложе, – соответственно, меньше опыта, мозолей, болей. Но при этом не без легкомыслия, любовей и страстей.

в: У вас с персонажем есть схожие черты?

о: Я человек, слава богу, не одинокий, любимый и любящий. Но не могу сказать, что вокруг меня много друзей, толпа доброжелателей. Так и Исаев: окружающие могут лишь догадываться, что там у него внутри, какой он на самом деле.

в: Что вас удивило в истории Исаева, когда прочли сценарий?

о: Удивило, что герой после всех передряг выжил и стал Штирлицем. Помните трогательную сцену с супругой в кафе “Элефант”? Так вот, предыстория этих отношений будет происходить на глазах телезрителей. И Верочка Строкова, мне кажется, – идеальный партнер.

Досье на русских разведчиков

Тихонов Вячеслав Васильевич

Родился 8 февраля 1928 года в Псковском Посаде Московской области. Отец был механиком ткацкой фабрики, мать – воспитателем детсада.

В годы войны учился на токаря, работал на военном заводе. Отучился год в Автомеханическом институте, но в 1945 году бросил и поступил во ВГИК. За годы учебы снялся в первом своем фильме “Молодая гвардия”. Среди множества сыгранных им киноролей есть безусловно знаковые, легендарные: Макс Отто фон Штирлиц в “Семнадцати мгновениях весны”, князь Андрей Болконский в “Войне и мире”, учитель Мельников в “Доживем до понедельника”. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции. Был женат на актрисе Нонне Мордюковой, но семья не сложилась. Позже погиб их сын Владимир. Нынешняя супруга – Тамара Тихонова. Дочь Анна – актриса кино. Большую часть времени актер живет один на даче на Николиной Горе.

Страхов Даниил АлександровичРодился 2 марта 1976 года в Москве. Мать психотерапевт, отец – филолог, этнолингвист, сейчас живет в Бостоне, издает научный журнал Palaeoslavica.

Окончив школу в 1993 году, поступил в Школу-студию МХАТ, но через год перевелся в Щукинское училище.

Пока учился, дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма “Карьера Артуро Уи” по одноименной повести Брехта.

В 1997-м был принят в труппу Театра имени Гоголя, в 2001-м – в Театр на Малой Бронной, где сыграл главную роль в “Портрете Дориана Грея”, Калигулу в одноименном спектакле.

Снялся в фильмах и сериалах “Маросейка, 12″, “Бригада”, “Бедная Настя”, “Дети Арбата” и др.

В русской версии фильма Роберта Дорнхельма “Война и мир” дублировал Алессио Бони, сыгравшего Андрея Болконского.

Жена – Мария Леонова, актриса, дизайнер интерьера.