“В нашем фильме Штирлиц познакомится с будущей женой” (Вита Рамм)

После блистательного погружения в атмосферу послевоенной Одессы в телефильме “Ликвидация” режиссер Сергей Урсуляк опять отправился на поиски утраченного времени. На сей раз в 1920-е годы. Главный герой его новой 16-серийной ленты — молодой разведчик Максим Исаев. Тот, кому волей Юлиана Семенова суждено было стать Штирлицем. Впрочем, сценарной основой для “Исаева” служат романы “Пароль не нужен” и “Бриллианты для диктатуры пролетариата”, а также рассказ “Нежность”, где легендарная фигура только начинает свой путь. В Севастополь, где начались съемки “Исаева”, позвонила и попросила Сергея Урсуляка объяснить, чем же его заинтересовал герой, уже неоднократно воплощенный на экране, наш кинообозреватель Вита Рамм.

Чем вас привлекла столь давняя история?

Мы не возвращаемся в старые времена. Это фильм не про советскую власть, не про антисоветскую власть. Мы снимаем историю молодого человека, который оказался между двух воюющих сторон. Он принимает решение, с кем ему быть, и при этом сомневается в правильности своей позиции. Я, скорее, делаю фильм не об Исаеве, а о том, как сложно быть своим среди чужих и чужим среди своих. И мне кажется, что наш герой пережитую в молодости драму никогда не забывал.

А как быть с идеологией романов Юлиана Семенова?

Я пытаюсь рассказать историю по романам, которые мне в свое время нравились. Но мы достаточно далеко отошли от литературного первоисточника, поэтому в фильме не будет такой однозначной “красности”, которая есть у Юлиана Семенова. Ужас и красных, и белых в том, что ни у кого жизнь не закончилась хорошо. Спокойной старостью, внуками… Вспомните реальную историю командарма Блюхера и его сотоварищей. Все были расстреляны в период 1936 — 1938 годов. А белые либо умирали не своей смертью, либо страдали в эмиграции, в нищете и забвении. Гражданская война принесла всем только зло.

Как вы осмелились настолько переписать классика?

Все понимают, что время прошло и невозможно сегодня расставлять акценты так же, как они расставлены у Семенова. Дочь писателя Ольга Юлиановна прочитала сценарий и дала свое согласие. А моего автора Алексея Пояркова, смелого и талантливого, вы уже знаете по “Ликвидации”. Поэтому в нашем фильме главное — приключенческо-детективная интрига, а Исаев — страдательный персонаж, так как мало воздействует на ситуацию. Мне не хочется, чтобы Исаев выглядел победительным. В нашей картине не будет однозначного ответа, что есть правда. Я буду стараться снимать так, чтобы люди по обе стороны были искренними, и показывать время, которое, как всегда, хуже, чем люди.

Как вы решаете проблему материального воплощения 20-х годов?

К съемкам мы готовились очень тщательно и долго. В нашей бурно развивающейся демократии уже трудно найти приметы и предметы даже 1940-х годов. Про 1920-е я и не говорю. Но моя киногруппа привыкла выполнять невыполнимые задачи. Собирают по крупинкам аутентичные предметы. Мы с оператором Михаилом Сусловым наши высокохудожественные масштабы пытаемся уложить в смету заказчика, кинокомпании “Централ Партнершип”. Поэтому в первую очередь я стараюсь, чтобы в групповых съемках и в массовках были заняты люди, чья внешность соответствует эпохе. Что же касается актеров с ролями, мне кажется, что лица моих главных героев могли бы вполне вписаться в 20-е годы. Начиная с Сергея Маковецкого, Бориса Каморзина, Сергея Угрюмова, Лики Нифонтовой, Владимира Ильина и так далее… В эстонских эпизодах будут заняты местные актеры. Среди них и легендарный Тиль — Лембит Ульфсак.

Почему на роль Исаева вы пригласили Даниила Страхова?

Найти актера на роль героя не рабоче-крестьянского происхождения — сегодня большая проблема.

Но Тихонов-то был как раз из рабочей среды…

Вячеслав Тихонов — уникальный артист. Его дворянам, интеллигентам на экране верилось и верится по сей день. В Данииле есть внешняя схожесть с молодым Вячеславом Васильевичем.

Будут ли в фильме любовные истории?

Да, конечно. У Исаева возникнет роман с Сашенькой. Той самой, которая через 20 лет будет ждать его в кафе “Элефант”. Сашеньку играет дебютантка, выпускница Щукинского училища Вера Строкова. (Сашу в “Семнадцати мгновениях весны” сыграла Элеонора Шашкова. — “Известия”). Полина Агуреева в сериях по “Бриллиантам…” будет играть Анну. И снова окажется в паре с Михаилом Пореченковым. Конечно, то обстоятельство, что они могут напомнить зрителям про “Ликвидацию”, меня немножко смущает. С другой стороны, я уверен: оба – артисты такого уровня, что не позволят себе повторов. Ксения Раппопорт также дала согласие сниматься. Есть, правда, сложность — у нее идут два проекта в Италии. Но я буду стараться как-то вписываться в график Ксюши.

А у героини Раппопорт не возникнет опять-таки страстный роман с героем Константина Лавроненко?

Нет (смеется)… Костя будет играть Блюхера. У этого персонажа и без романов жизнь полна драматизма.

Драматизм начнется с того, что будете брить его наголо?

Это всего лишь личная неприятность артиста… Актеры на все согласны, если к ним с добром подходить.

Была информация, что на роль Блюхера приглашен Машков.

Нет, у Володи планы и обязательства в Голливуде.

Действие фильма происходит во Владивостоке. Почему вы снимаете в Севастополе?

Очень сложно совместить графики актеров с перелетами к Тихому океану. Утешаю себя тем, что я во Владивостоке бывал в свое время, приезжал из Хабаровска. И меня всегда поражало, что зимой в Хабаровске жуткий мороз, а во Владивостоке всегда светило солнце. В этом смысле Севастополь — как раз то, что нужно по фильму. Затем планируются экспедиции в Санкт-Петербург, Ярославль, Таллин.

Будете ли вы в своем фильме зримо подчеркивать, что Максим Исаев — тот самый Штирлиц?

Я бы очень не хотел прямых отсылок к “Семнадцати мгновениям весны”. Наш фильм — самостоятельное произведение. Хотя какие-то точки соприкосновения могут возникнуть. Мы их нащупываем, пробуем, чтобы это не было навязчивым и пародийным. Так что если что-то и появится, то лишь в виде скрытых цитат. Возможно, будем внедрять в изображение хронику. Не хотелось бы мне этого, но есть такие вещи, которые я уже не могу восстановить и не могу снять сам…

Когда зритель увидит премьеру?

Надеюсь, весной 2009 года.