Юлиан Семёнов (автор сценария)

Юлиан СемёновИзвестность пришла к Семенову в 1973 году после выхода на телевизионные экраны сериала «Семнадцать мгновений весны», который был поставлен по его повести, написанной четырьмя годами раньше. К тому времени Семенов уже написал несколько произведений в жанре политического детектива.

Триумфальный успех фильма всколыхнул интерес к этому роду литературы, и Семенов стал едва ли не самым читаемым писателем в СССР. В советской литературе жанр политического детектива развивался не особенно активно, да и произведения западных авторов практически не переводились. Так что Семенов оказался в числе немногих советских писателей, которые угадали читательские потребности.

Будущий автор знаменитого Штирлица родился в семье большевика Семена Ляндреса. В память об отце он и сделал его имя своим псевдонимом. В 1953 году Семенов закончил Институт восточных языков при МГУ и остался работать на кафедре ассистентом. Но уже через год он отправился в Кабул в качестве переводчика.

Семенов начал печататься в 1957 году, его первая повесть — «Дипломатический агент» — была посвящена жизни и приключениям востоковеда и дипломата И.Виткевича. За ней последовало несколько рассказов, позже объединенных в сборник «Уходят, чтобы вернуться». С его выходом Семенов начинает работать в детективном жанре.

После 1959 года жизнь Семенова связана с журналистикой. Он работает в качестве корреспондента АПН и «Литературной газеты», вначале в Афганистане, а позже и в европейских странах. В то же время он не оставляет и писательское творчество, теперь его приключенческие повести выходят практически ежегодно.

Начиная с 1963 года он выпускает цикл романов о работниках милиции — «Петровка, 38», «Огарева, 6». Вскоре они были экранизированы, и фильмы завоевали у зрителей большую популярность, чему в немалой степени способствовало участие в них таких известных актеров, как В.Лановой и Г.Юматов. В то время образ честного и неподкупного защитника порядка оказался близок очень многим.

В своих произведениях Семенов не только использовал увлекательную интригу, но и ввел конструкцию «полицейского романа». Основное повествование состояло из диалогов, которые перемежались авторскими рассуждениями и яркими характеристиками героев.

Тема подвига была продолжена в 1968 году, когда Семенов начал работу над циклом романов о советских разведчиках. Первым из них стал «Майор Вихрь» (1967). Хотя в основе большинства произведений Семенова были реальные события и конкретные прототипы, как в «Майоре Вихре», где рассказывалось о спасении старинного польского города Краков от взрыва, планировавшегося гитлеровцами, все же в большинстве случаев автор создавал мифологизированное представление о войне и деятельности советских разведчиков в тылу врага. Читателей привлекало и то, что Семенов впервые заговорил о тех событиях, которые находились за пределами официальной истории. Так, его роман «Бриллианты для диктатуры пролетариата» был посвящен истории вывоза из СССР и продажи за границей художественных ценностей, причем прототипом одного из героев был отец самого писателя.

Не стал исключением и следующий роман — «Пароль не нужен» (1968), которым Семенов открыл цикл произведений о деятельности советского разведчика М.М.Исаева. Он стал героем более десятка книг, в которых охватывался период с середины двадцатых до начала семидесятых годов. В один из романов был включен рассказ о рагической судьбе шведского дипломата Р.Валленберга, пропавшего в застенках МГБ.

1975 году Семенов собрал все романы, где действовал Исаев, в единый цикл, разместив произведения по хронологии событий. Цикл получил название «Альтернатива». Позже к нему был добавлен роман «Бомба для председателя», действие которого происходит в наши дни. В нем завершается повествование о жизни полковника Исаева.

Своей популярностью Семенов во многом обязан таланту кинорежиссера Т. Лиозновой. При экранизации повести «Семнадцать мгновений весны» она придала сюжету необходимую динамичность. Хорошо вписались в киноповествование и документальные вставки. Позже Семенов неоднократно применял этот прием в своих произведениях. Успех фильму обеспечил также блестящий состав актеров — В. Тихонова, Р. Плятта, Е. Евстигнеева, Л. Броневого, О. Табакова.

Параллельно с выпуском романов об Исаеве Семенов практически ежегодно печатал политические детективы, посвященные самым актуальным событиям. Так, повесть «Он убил меня под Луанг-Прабангом» была посвящена событиям вьетнамской войны. Поскольку Семенов всю жизнь писал политические обзоры для разных газет, язык его произведений всегда был точно выверен, отличался минимальным использованием «словесных украшений» и напоминал репортажи. Подобная псевдодостоверность создавала у массового читателя иллюзию реальности событий, которые Семенов описывал в своих романах, и потому пользовалась огромным успехом. В частности, в романе «ТАСС уполномочен заявить» (1979) повествуется об империалистическом заговоре против вымышленной страны Нагония, но сюжет основан на подлинных событиях, происходивших во время военного вмешательства СССР в Анголе. Как и другие произведения писателя, роман был сразу же экранизирован с участием популярных актеров В.Тихонова, Ю.Соломина и В.Кикабидзе.

Работая корреспондентом «Литературной газеты» в Германии, Юлиан Семенов имел большую, по сравнению с другими журналистами, свободу действий. Ему удалось встретиться и взять интервью у нацистского преступника О.Скорце-ни, который скрылся сразу же после войны, а также у некоторых деятелей из руководства СС. Беседы с ними были опубликованы в 1982 году в сборнике репортажей под общим заголовком «Лицом к лицу».

С началом перестройки Семенов получил возможность рассказать о запретных до сих пор страницах советской истории. Так появилась книга очерков «Закрытые страницы истории» (1988).

Находясь в Германии, Семенов встречался и с соотечественниками, жившими за рубежом. После нескольких бесед с бароном А.Фальц-Фейном он опубликовал повесть «Аукцион», в которой рассказал закулисную историю возвращения в СССР ряда произведений искусства. Обычно писатель использовал реальные факты как основу для построения вымышленного сюжета. Главным героем в подобных произведениях чаще всего является журналист, который участвует в событиях и одновременно комментирует их. При этом Семенов часто рассказывал о таких событиях, которые оставались за пределами газетных репортажей. О тяжелом труде и ответственности журналиста писатель рассказал в романе «Пресс-центр». В основе его сюжета — реальная история устранения неугодного журналиста.

С 1986 года Юлиан Семенов жил в Москве, где основал издательство «Совершенно секретно». В нем начали выходить не только детективы, но и произведения, до сих пор не печатавшиеся в России. В частности, одним из первых Семенов опубликовал произведения В.Набокова и автобиографическую книгу Н.Бердяева. С 1991 года Семенов практически не писал, поскольку уже был серьезно болен. Но он успел увидеть выход своего собрания сочинений.

Писатель умер в 1993 году.