Шелленберг

ШелленбергШеф разведки Шелленберг является непосредственным руководителем Штирлица и одним из важнейших второстепенных персонажей сериала. Именно с помощью Шелленберга Штирлицу в большинстве случаев удаётся выкрутиться из сложных ситуаций, которые создаёт для него Мюллер.

Шелленберг отличается от прочих сотрудников безопасности рейха своей интеллигентностью и несколько нарочитой мягкостью. Будучи умным человеком и понимая, что война фактически проиграна, Шелленберг первым среди прочих партийных руководителей начинает беспокоиться о своём будущем.

В самом начале сериала показывается, как Шелленберг вступает в сговор с рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером, чтобы вести сепаратные переговоры о мире с Западом (просматривая военно-пропагандистские материалы, Шелленберг говорит Гиммлеру: «На дворе весна 45-го, а не осень 41-го, рейхсфюрер»). Подбирая людей для обеспечения этой рискованной операции, Шелленберг останавливает свой выбор на Штирлице, и это становится его роковой ошибкой. Штирлицу удаётся сорвать уже начавшиеся переговоры, и Шелленберг с Гиммлером терпят крах.

Олег Табаков, игравший Шелленберга, оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Юрия Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на «дядю Вальтера».

Настоящий Шелленберг

Шелленберг (настоящий)

Вальтер Фридрих Шелленберг (нем. Walter Friedrich Schellenberg, 16 января 1910, Саарбрюккен — 31 марта 1952, Турин) — начальник политической разведки службы безопасности (VI управление РСХА), бригадефюрер СС, член НСДАП с 1934 года.

Закончил в 1933 юридический факультет Боннского университета. Один из преподавателей уговорил его вступить в НСДАП (билет № 4504508) и СС (Весна 1933/билет № 124817), объяснив, что это откроет ему путь к карьере. Доклады Шелленберга на тему развития германского законодательства привлекли внимание Рейнхарда Гейдриха, который предложил ему работу в своём ведомстве.

Шелленбергу также удалось войти в доверие к Гиммлеру. Однажды Шелленберг спас ему жизнь, дёрнув за руку, когда тот неосторожно прислонился к двери самолёта.

С его именем связаны все крупнейшие разведывательные операции Третьего рейха.

В 1938 по поручению Гейдриха Шелленберг разработал проект реформирования полицейского аппарата рейха, но проект был отклонён Гиммлером из опасения конфликта по этому вопросу с Гессом.

Осенью 1939 Шелленберг провёл операцию по вскрытию методов работы секретных служб Великобритании, их взаимодействия со спецслужбами Нидерландов, связей с оппозицией в Германии. В рамках этой операции в октябре немецкий эмигрант в Нидерландах по имени Франц, являвшийся агентом СД, установил отношения с британскими разведчиками, в частности с капитаном Пейном Бестом, и пообещал снабжать его информацией об антигитлеровской оппозиции в рядах вермахта. Вскоре он начал снабжать британцев подготовленной в СД информацией.

Затем Гейдрих поручил Шелленбергу лично встретиться с британскими разведчиками. Для Шелленберга была разработана легенда, по которой он являлся капитаном Шеммелем, служившим в транспортном отделе верховного главного командования вермахта и являвшимся доверенных лицом одного из генералом, будто бы готовившего военный переворот.

При встрече 21 октября Бест отвёз Шелленберга в Арнем, где познакомил со своим коллегой майором Стивенсом и офицером нидерландского генерального штаба Клопом, представившимся Коппером.

При следующей встрече 30 октября Клоп организовал задержание Шелленберга, чтобы внимательно ознакомиться с его документами. Тем не менее британцы доверяли ему настолько, что даже дали ему радиопередатчик для ускорения связи.

Так как Бест и Стивенс показали себя знающими людьми, у Гейдриха возникла идея осуществить их похищение. Против этого возражал Риббентроп, но Гитлер не стал его слушать: в то время он ещё полностью доверял Гиммлеру.

Поводом к началу операции послужило неудачное покушение на Гитлера 8 ноября 1939. 9 ноября Шелленберг сидел в кафе в приграничной деревне Венло. Увидев «Бьюик» Беста он вышел, так как нельзя было допустить, чтобы британцы зашли в кафе. В этот же момент открытый автомобиль с эсэсовцами по командованием Науйокса, сбив пограничный шлагбаум поравнялся с машиной британцев. Налётчики открыли огонь, а затем скрутили всех троих, включая тяжело раненного Клопа. Шелленбергу оставалось только спешно покинуть место событий. За успешное проведение операции Гитлер лично наградил Шелленберга Железным крестом I степени и пригласил на званый ужин в рейхсканцелярию.

В 1940 возглавил отдел полицейской контрразведки. Его непосредственным начальником был Мюллер, с которым у Шелленберга отношения не сложились.

В июне 1941 возглавил вместо Хайнца Йоста VI управление РСХА, имевшее разветвлённую сеть агентуры на территории СССР.

С осени 1941 Шелленберг стал разрабатывать планы заключения сепаратного мира с западными союзниками. Ему было известно о контактах американского банкира Сталфорта с Ульрихом фон Хасселем, которому сообщил, что президент Рузвельт готов протянуть руку немцам при условии физического устранения Гитлера.

В августе 1942 сообщил о своих планах Гиммлеру. Тот сначала рассердился, но потом, успокоившись, поручил Шелленбергу продолжить работу в данном направлении.

Получив «добро» от Гиммлера Шелленберг начал через посредников налаживать контакты с американской стороной, а также разрабатывать способы устранения Риббентропа. Наиболее успешным посредником Шелленберга стал князь Гогенлоэ, который сам искал пути к сепаратному миру. Он также являлся доверенным лицом СД. Гогенлоэ вступил в контакт с человеком, имевшим связи с американцами в Лиссабоне (в документах СД он значился как Альфонсо). Одним из условий, выдвинутых американской стороной, была передача Гитлера в руки союзников живым; в противном случае становилась невозможной его десакрализация.

В ноябре 1942 Гогенглоэ удалось установить контакт с руководителем американских секретных служб в Европе Алленом Даллесом.

Шелленберг также затеял интригу против министра иностранных дел Риббентропа. Ему удалось создать в министерстве группировку во главе со статс-секретарём бригаденфюрером СА Мартином Лютером. Однако из-за нерешительности Гиммлера время было упущено, Риббентроп узнал о существовании группировки, её члены, включая Лютера, были арестованы и отправлены в концлагеря.

Переговоры же с Даллесом провалились из-за сопротивления британской стороны. Тогда Шелленберг расширил круг потенциальных переговорщиков, начав искать контакты с представителями нейтральных стран.

После неудачи с контактами Гиммлера с Германским Сопротивлением Шелленберг стал самостоятельно разрабатывать план похищения Гитлера, однако от этой идеи пришлось отказаться из-за утечки информации и тщательной охраны Гитлера.

В феврале 1944 после расформирования абвера часть его подразделений перешла под контроль Шелленберга.

После самоубийства Гитлера прибыл вместе с Гиммлером в Фленсбург, где находилось новое правительство во главе с гросс-адмиралом К. Дёницем, причем Гиммлер планировал назначить Шеленберга помощником министра иностранных дел.

3 мая 1945 Шеленберг прибыл в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве Бернадота (Густав Адольф, герцог Вестерботтенский), а 6 мая вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.

После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В качестве обвиняемого привлечён к суду Американского военного трибунала в Нюрнберге по делу Вильгельмштрассе. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к 6 годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. Жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию. К концу жизни тяжело болел, умер в клинике Форнака (г. Турин), где готовился к операции на печени.