Тайная любовь молодого Штирлица (Янина Соколовская, Игорь Строев)
16-серийный фильм Сергея Урсуляка «Исаев», очевидно, станет одним из главных телесобытий 2009 года. А у молодых актеров Даниила Страхова и Веры Строковой (в картине — начинающий разведчик и его возлюбленная) есть все шансы наутро после премьеры проснуться знаменитыми.
По традиции после первого удачного дубля разбивают тарелку — прямо на территории Воронцовского дворца, где так любит сниматься в мюзиклах Филипп Киркоров. Но для Штирлица, героя фильма Сергея Урсуляка, Воронцовский дворец — место особенное: здесь Сталин, Рузвельт и Черчилль встретились, чтобы спланировать завершение Второй мировой войны… Хотя на этот раз дворец символизировал Шанхай… В крымской Алупке режиссер Сергей Урсуляк экранизирует молодые годы Штирлица.
Вымощенный камнями проезд от западной сторожевой башни к внутренней дворцовой площади художники на два дня превратили в улицу Шанхая. На стенах замка — бумажные фонарики и вывески с иероглифами, под ними лотки торговцев рыбой и пряностями. Клаксон старинного «Рено» заставляет рассыпаться в стороны толпу китайцев (корейцы из ближайшего крымского поселения). В сцене задействованы около ста человек.
Главный герой (Даниил Страхов) появляется на шанхайском рынке вместе с симпатичной барышней Сашенькой Гаврилиной (Вера Строкова). Ротмистр Максим Исаев (он же чекист Владислав Владимиров, внедренный к белогвардейцам) попал в Китай вместе с русскими беженцами из Владивостока.
…Съемки начались практически с финала. Еще не сняты кадры, когда взаимная симпатия Исаева и Сашеньки перерастает в большую любовь. Страсть и энергию этих отношений спустя 20 лет мы все наблюдали в знаменитой безмолвной сцене под музыку Микаэла Таривердиева в кафе «Элефант» — одном из самых лиричных эпизодов фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Из Ялты съемочная группа перебазировалась в Севастополь. На три недели город русских моряков превратился в дальневосточный форпост России 20-х годов прошлого века.
— Это единственная географическая подмена в нашем фильме, — объясняет Сергей Урсуляк. — Везти столько людей и оборудования на край света накладно, а Севастополь с его холмами и бухтами очень даже похож на Владивосток. В остальном же география почти достоверна — Таллин, Петербург, Москва. Правда, московские улицы 20-х годов будем снимать в Ярославле и Костроме.
По словам помощника режиссера по реквизиту, ветерана «Мосфильма» Александра Панова, к съемкам готовились тщательно, дабы соответствовать эпохе. Подготовили более 200 образцов газет, листовок, рекламных щитов. Из Москвы привезли два ретроавтомобиля — «Роллс-ройс» и «Руссо-Балт». Часть костюмов и белогвардейскую форму шили по выкройкам того времени, часть позаимствовали у коллег, недавно снимавших фильм «Адмирал Колчак». Кстати, адмирал в исполнении Константина Хабенского стоял на той же набережной у Графской пристани, где теперь своего парохода ждет ротмистр Исаев. Эпизод с исходом русских беженцев — самый массовый: более 500 человек, кони, машины…
— Морячок на трапе! Оглянись, больше грусти, ты покидаешь свою родину! — кричит в мегафон второй режиссер Наталья Серая. — Господин офицер, не забываем прихрамывать! Да кто-нибудь, придержите эту лошадь, рано ей еще. Повторяем все заново!
Тяжелейшие сцены повторяются по нескольку раз, управлять толпой, погружающейся на теплоход, непросто… Теплоход, якобы увозящий беженцев, вообще-то работает на регулярных рейсах Севастополь-Стамбул. Так что многие в массовке на вопрос «Куда отправляетесь?» — смело отвечают: «В Турцию!»
Даниила Страхова разрывают на части журналисты, поклонники из массовки. Когда в сотый раз его просят припомнить любимый анекдот про Штирлица, он зарекается молчать до конца съемок!
Связной Исаева во Владивостоке — Чен (актер Андрей Мерзликин) — рассказывает нам, пока гример подклеивает ему усы:
— Мой персонаж — якобы корейский коммерсант, но на самом деле тоже разведчик по фамилии Марейкис. В старом фильме «Пароль не нужен» его играл Василий Лановой, так же, как в «Семнадцати мгновениях весны» Вячеслав Тихонов играл Исаева. Теперь вот мы с Даней Страховым работаем разведчиками под прикрытием во Владивостоке.
Как рассказывает Сергей Урсуляк, в основе его 14-серийной картины (возможно, в итоге серий будет 16) — произведения Юлиана Семенова: повесть «Нежность», романы «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен»:
— Это начало пути молодого чекиста Всеволода Владимирова, который становится ротмистром Максимом Исаевым в колчаковском правительстве и эвакуируется с белыми войсками в Маньчжурию. Только потом по новой легенде он становится Максом Отто фон Штирлицем… Прежние экранизации прозы Юлиана Семенова идеологически были безоговорочно «красными», а мне интересно изменить эти акценты, немного пофантазировать на тему «А что если бы история повернулась не так?». Мы ведь уже в другом времени, когда возможны разные точки зрения на происходившее.
Урсуляку помогает команда, с которой он работал на съемках «Ликвидации». Владимира Машкова и многих других актеров из этого сериала зрители увидят и в «Исаеве». Приглашены еще и Владимир Ильин, Сергей Угрюмов, Константин Желдин, Алексей Серебряков, Андрей Смоляков. Ялтинская киностудия: делится реквизитом, костюмами… Съемки продлятся 8 месяцев. А премьера намечена на 2009 год.
Актер Даниил Страхов: «Тихонов был и есть для меня — идеал»
О своей работе над хрестоматийным телеобразом Даниил Страхов рассказывает корреспондентам «Недели» Янине Соколовской и Игорю Строеву.
вопрос: Вам достался непростой персонаж…
ответ: Когда-то я захотел стать актером, увидев Тихонова в «Семнадцати мгновениях». К его образу трудно что-то добавить. Мой Исаев на 19 лет моложе. Мне, разумеется, было страшно принимать такое предложение, я же понимал, что обречен на сравнения, которые будут не в мою пользу. Тихонов — это же наше всё. Для меня он был и остается идеалом сильного, мужественного человека — практически отца. Я в свои юные годы смотрел на него и думал: «Вот Вячеслав Тихонов вроде бы сидит в кадре и молчит, и ничего не делает. Неужели я так не смогу?»
в: Вы в детстве любили играть в разведчика?
о: Нет, но сейчас я понял — с Урсуляком я в разведку пошел бы. Он мне каждый день объясняет: волков бояться — в лес не ходить.
в: Каким будет ваш Исаев?
о: Пока он еще не Штирлиц, и в этом его большое отличие от персонажа Тихонова. Образ, который создал Вячеслав Васильевич, более возрастной, что ли. Его герой в Германии стал более закрытым, суперпрофессиональным, непробиваемым, идущим по лезвию. Но внутри у него все кипит… Мой же Исаев еще мальчишка, совсем другой человек хотя бы потому, что на 20 лет моложе, — соответственно, меньше опыта, мозолей, болей. Но при этом не без легкомыслия, любовей и страстей.
в: У вас с персонажем есть схожие черты?
о: Я человек, слава богу, не одинокий, любимый и любящий. Но не могу сказать, что вокруг меня много друзей, толпа доброжелателей. Так и Исаев: окружающие могут лишь догадываться, что там у него внутри, какой он на самом деле.
в: Что вас удивило в истории Исаева, когда прочли сценарий?
о: Удивило, что герой после всех передряг выжил и стал Штирлицем. Помните трогательную сцену с супругой в кафе «Элефант»? Так вот, предыстория этих отношений будет происходить на глазах телезрителей. И Верочка Строкова, мне кажется, — идеальный партнер.
Досье на русских разведчиков
Тихонов Вячеслав Васильевич
Родился 8 февраля 1928 года в Псковском Посаде Московской области. Отец был механиком ткацкой фабрики, мать — воспитателем детсада.
В годы войны учился на токаря, работал на военном заводе. Отучился год в Автомеханическом институте, но в 1945 году бросил и поступил во ВГИК. За годы учебы снялся в первом своем фильме «Молодая гвардия». Среди множества сыгранных им киноролей есть безусловно знаковые, легендарные: Макс Отто фон Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны», князь Андрей Болконский в «Войне и мире», учитель Мельников в «Доживем до понедельника». Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции. Был женат на актрисе Нонне Мордюковой, но семья не сложилась. Позже погиб их сын Владимир. Нынешняя супруга — Тамара Тихонова. Дочь Анна — актриса кино. Большую часть времени актер живет один на даче на Николиной Горе.
Страхов Даниил АлександровичРодился 2 марта 1976 года в Москве. Мать психотерапевт, отец — филолог, этнолингвист, сейчас живет в Бостоне, издает научный журнал Palaeoslavica.
Окончив школу в 1993 году, поступил в Школу-студию МХАТ, но через год перевелся в Щукинское училище.
Пока учился, дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма «Карьера Артуро Уи» по одноименной повести Брехта.
В 1997-м был принят в труппу Театра имени Гоголя, в 2001-м — в Театр на Малой Бронной, где сыграл главную роль в «Портрете Дориана Грея», Калигулу в одноименном спектакле.
Снялся в фильмах и сериалах «Маросейка, 12», «Бригада», «Бедная Настя», «Дети Арбата» и др.
В русской версии фильма Роберта Дорнхельма «Война и мир» дублировал Алессио Бони, сыгравшего Андрея Болконского.
Жена — Мария Леонова, актриса, дизайнер интерьера.