Леонид Броневой (роль Мюллера)
Это имя — знаковое. Так же, как имена Вячеслава Тихонова, Олега Табакова, Василия Ланового. И актеров более старшего поколения, уже ушедших: Ростислава Яновича Плятта и Евгения Александровича Евстигнеева.
Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 года в Киеве. Его родители познакомились на рабфаке, мама — Белла Львовна — училась на экономическом факультете, папа — Сергей Осипович — на юридическом. В 1944 году в эвакуации Броневой закончил 7 классов, причём одновременно с учёбой он подрабатывал где только возможно. За год сдал экзамены за оставшиеся классы средней школы, но заняться журналистикой или дипломатией, как хотелось, он не мог — мешало клеймо сына «врага народа». Тогда он решил поступить в Ташкентский театрально-художественный институт имени А.Н.Островского, где в анкете о родителях не спрашивали. В 1950 году Броневой его окончил.
После распределения работал в театрах Магнитогорска и Оренбурга.
В 1953 году приехал в Москву, где поступил на третий курс Школы-студии МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко, по окончании которой (1955) снова покинул столицу и работал в театрах Грозного, Воронежа, Иркутска.
О своей работе в провинции Леонид Сергеевич вспоминает с гордостью: «В провинции актер вкалывает гораздо больше, чем в столице, приходится готовить по 4-5 спектаклей в год, потому что зрителей больше чем на 15-20 спектаклей не наберешь. Провинциальный артист — это труженик, рабочая лошадь! У него нет никаких приработков: ни в кино, ни на местном телевидении и радио, где вакансий внештатников никогда нет. Можно только драмкружок вести на заводе. В Иркутске мне удалось организовать драмкружок только потому, что я пообещал за те же деньги — 60 рублей в месяц — создать еще и хор. Аккомпанировал хору на аккордеоне, привозил его в Москву».
Лишь в 1961 году Броневой приехал в Москву и стал актером театра на Малой Бронной. Наиболее значительными в этот период были роли в спектаклях, поставленных А.Эфросом: «Женитьба» Н.Гоголя, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Сказки старого Арбата» А.Арбузова, «Директор театра» И.Дворецкого и др.
С 1988 г. — в труппе театра Ленком. Работы Л.С.Броневого здесь — Крутицкий в «Мудреце» (по А.Островскому), Дорн в «Чайке» А.Чехова, Норфолк в «Королевских играх» Г.Горина, Потапыч в «Варваре и еретике».
В кино — с 1964 года, самая популярная кинороль — Мюллер в легендарном телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Несмотря на десятки сыгранных киноролей, на многолетнее служение театру, на тонкие, изысканные работы на телевидении, Леонида Броневого до сих пор воспринимают как Мюллера. Эта роль стала «визитной карточкой» актера вполне справедливо. Броневой шел к признанию очень долго. Он закончил два театральных вуза — любил учиться. Постигал сцену на многих провинциальных подмостках, а в Москве опять же учился, общаясь с такими мастерами, как Гончаров, Равенских, Эфрос. В театре он блистательно сыграл Шуйского, Людовика ХIV, Христофора Блохина, Яичницу, но знали актера только заядлые театралы. И вот Татьяна Лиознова приглашает Броневого на роль Мюллера, и происходит рождение новой кинозвезды.
Первоначально Броневого пробовали в этом фильме на роль Гитлера. Однако воспротивилась жена Леонида Сергеевича, да и у него самого не было желания играть этот персонаж. Тогда и была предложена роль Мюллера. Кстати, блестяще сыгранный им нервный тик Мюллера — результат того, что ему был тесен мундир. Леонид Сергеевич вспоминает: «Мне сшили мундир меньше на два размера, и он резал постоянно вот здесь (Броневой показывает на шею). Из-за этого я все время дергал головой. Лиознова поэтому и спросила меня: «Что это вы делаете?» — «Да мне мундир режет». — «Я не к тому, что вам режет! Не сделать ли это нам краской в самых «нервных» местах?» И она нашла эти места… Кстати, это очень понравилось Захарову. Он говорил потом актерам: «Видите, как можно без слов передать нервное состояние человека?».
Работа в фильме «Семнадцать мгновений весны» была отмечена званием «народного артиста» и Государственной премией.
После роли Мюллера на Броневого обрушилась просто всенародная слава: «Я даже не думал, что будет такой успех. Посматривая фильм последний раз, я обратил внимание, что роль моя, по существу, довольно маленькая. Это только в конце, благодаря последним монологам кажется, что она большая. Разговор по телефону, проход по коридору, прослушивание радио — из этих кусочков вдруг сложился некий образ, который принес такую совершенно неожиданную для меня известность».
Нельзя сказать, что главная заслуга этого успеха — только личное обаяние актера. Наибольшее профессиональное умение Броневого — умение мыслить в образе. Это своеобразные актерский интеллект, который украсил и другие роли Броневого. Он замечательно сыграл в дальнейшем во многих фильмах, но образ Мюллера будет преследовать его на протяжении всей жизни.
«Да, меня и на улице, когда узнают, говорят: «Смотри-ка, Мюллер пошел». Иногда бывает обидно: я сыграл больше ста двадцати ролей в театре и кино, а у зрителей в основном ассоциируюсь с моим героем в «Семнадцати мгновениях весны»… Но, с другой стороны, конечно, приятно, что у меня есть роль, которая стала «визитной карточкой». Ведь бывает так в жизни актера, что он может сыграть массу ролей и ни одна из них не западет в душу людям».
Среди других его заметных киноролей: Мануйлов в исторической драме «Агония» (1974), Герцог в притче «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), Велюров в лирической комедии «Покровские ворота» (1982).
Интересные роли были в фильмах «Формула любви» — доктор, «Конец операции «Резидент» — Штаубе, «Небеса обетованные» — генерал.
Однако, несмотря на удачные роли и всенародное признание официальных наград Леониду Сергеевичу пришлось ждать долго. Чтобы получить почетное звание, надо было пройти девять кругов ада. И первый самый страшный — партбюро театра. После — райком партии, горком профсоюза и т.д. Поскольку Броневой был беспартийный, это становилось для него большой проблемой. Звание «Народного артиста РСФСР» он получил благодаря Б.Н.Ельцину. Броневой так рассказывает об этом: «Мы выступали в Кремлевском дворце съездов. После концерта за кулисы пришел тогдашний Первый секретарь МГК Ельцин в сопровождении чиновников… И вдруг обращается прямо ко мне: «Вы сибиряк?» Я отвечаю: можно сказать — да, работал много лет в Иркутске. Тогда он поворачивается к сопровождающим, среди которых я узнал министра культуры РСФСР Мелентьева: «Почему он до сих пор не Народный артист России?» Буквально через два дня я уже был им!».
К своим ролям как в кино так и в театре Леонид Сергеевич подходит со всей ответственностью: «Я самоед. Чем больше играю, тем больше мои требования к самому себе. В молодости был легкомысленным: дали красивые сапоги, замаршировал браво, и все прекрасно. Сейчас все совсем по-другому: долго обдумываю роль, слова, в общем, начинаю жить ею. Другим я прощаю огрехи — не делаю замечаний, если только сами не спросят. А к себе бес-по-ща-ден».
О своем характере Броневой говорит так: «Говорят, я невыдержанный, вспыльчивый, очень эмоциональный. Но я не выношу несправедливости… Наверное, характер не лучший, а лучше что же — молчать, улыбаться или врать? Я не люблю отмалчиваться, вылезаю, за что часто получаю по голове».
В семейной жизни Леонид Сергеевич счастлив. Жена Виктория Валентиновна.
Дочь Валентина окончила институт иностранных языков. Внучка Ольга.